Фортепьяно

Мысли о личной истории

«Прошлое». В каком-то предельном смысле «прошлого» не существует. В общепринятом взгляде на мир прошлое вполне объективно существует. Прошлые поступки и события влияют на настоящее. Думается, будет правильно сказать так — прошлое напоминает о себе в настоящем. По сути, в модельном смысле, прошлое и есть эти "напоминания", от самых маленьких и едва заметных до самых очевидных и грандиозных наблюдаемых (здесь и сейчас!) объектов внешнего мира.

Никто из известных нелперов не ставил (или, по крайней мере, не заявлял что ставил) перед собой такой масштабной задачи — моделирования «прошлого», да и наверняка требуется грандиозная работа прежде, чем получить какие-то практически применимые результаты. И даже «история», как внешний объективный феномен, не моделировалась (а она кажется более "узкой" вещью, чем "прошлое", его разновидностью). Единственное, о чём писали, так это о "личной истории". И как её менять.

Как уже было сказано, прошлые поступки и события влияют на настоящее. Это мистическое влияние — собственно, единственное, что от них осталось. Это влияние может быть положительным или отрицательным, но во всей своей сумме очень сильное. Малая часть этого действия — так называемая «личная история», наши субъективные переживания по поводу «прошлого». Из чтения различных книг о психотерапии может сложиться впечатление, что личная история — это вообще единственное, что осталось от прошлого. Очень хочется авторам убедить в этом их читателей. Казалось бы, что мешает — измени свои негативные воспоминания, загрузи на их место новые, позитивные, живи счастливо.

Но что-то мешает. «Прошлое» — это гораздо больше, чем внутреннее. Прошлое — оно объективно. Его уже нет, но всё же оно ещё есть. Изменить своё внутреннее отношение недостаточно для того, чтобы изменить что-то внешнее.

У Бандлера есть история, как он помог клиенту бросить курить, дав ему амнезию на все эпизоды курения в его жизни. Через неделю позвонила жена и сказала: «Он врёт, что не курил!». Она даже пыталась ему показать фотографии, на которых он был с сигаретой. Человек утверждал, что сигареты на них нет (потому что действительно её не воспринимал). В конечном итоге, Бандлеру пришлось повторить терапию другим способом, для восстановления гармоничного общения клиента с его женой.

У Кастанеды, наряду с упоминанием важности «стирания личной истории» (как неких внутренних переживаний) указывается важность создания специального «тумана» вокруг своей личности (внешние объективные действия! например, К. не разрешал себя записывать на диктофон и снимать на видео) для освобождения от личной истории. Учителя Кастанеды понимали, что прошлое не только внутри, но и вокруг. Чтобы освободиться из-под его воздействия, надо не только изменить свои внутренние картины и чувства, но и стереть его проявления своими действиями (или бездействием) во внешнем мире.

Изменение личной истории (субъективного "прошлого") не должно приводить к неконгруентности с объективными проявлениями "прошлого" во внешнем мире. Печально известная традиция современного "российского" нлп продвигает собственную вариацию техники изменения личной истории, в которой клиент воображает себе гротескно позитивный ход прошлых событий (детства). После такого сеанса тотальной "переделки" прошлого клиент может вернуться домой, обнаружить себя общающимся всё с теми же людьми, занимающимся всё теми же делами, окружённым всё теми же предметами и осознать, что всё прошедшее было не более чем игрой воображения, не получив никаких реальных жизненных изменений.

Прошлое внутри нас конгруентно (изоморфно) "прошлому" вокруг нас. Изменения только внутренней составляющей в лучшем случае приведут к тому, что они не "приживутся" под давлением внешних "якорей". Таким образом, мы приходим к важному выводу. При любых интервенциях в личную историю мы должны поддерживать конгруетность личной истории субъекта с его реальным "настоящим" окружением.

Если надо изменить какую-то частность. Ну, скажем, ту же привычку к курению. Можно кропотливо собрать все контексты жизни субъекта, где курение использовалось, и стереть для него якори, которые напоминали о нём. А потом и стереть курение в воспоминаниях. Но что, если одним из таких "якорей" является жена, которая вследствие своих привычек не может смириться с характером возникших изменений?

С другой стороны, а если субъект делает запрос на изменение — ни много, ни мало — всей своей жизни целиком? Он может придумать себе идеальное прошлое, создающее великолепный сценарий... Но по такому прошлому выходит, скажем, что клиент к моменту терапии уже должен был стать мультимиллионером и жить на островах, а в объективной реальности у него только старая квартира и работа со средним доходом... Объективное, требующее времени и реальных действий, "внешнее" прошлое вступит в острое, непреодолимое противоречие с новой личной историей.

Мы пришли к странному парадоксу. Все изменения "личной истории"... должны приводить к такой же объективной реальности, к какой привела и оригинальная история. Хм? Если клиент бедный, больной, не имеющий близких людей, человек, то в момент окончания интервенции у него должно быть (новое) прошлое, которое привело в точности к: бедноте, болезни, отсутствию близких. А в чём же тогда изменение?

Видится, что изменение должно быть в пресуппозициях. Не безнадёжно больной, а уверенно выздоравливающий. Не бедный, а начинающий создавать своё какого масштаба необходимо богатство. Не одинокий, а личность, готовая с охотой строить положительные отношения. Новая личная история с непреклонной неотвратимостью приводит клиента к тем же вещам в настоящем, которые у него были и с оригинальной. И тем самым не вступает в противоречие с объективной реальностью. Но она с такой же непреклонностью направляет его дальше, на разрешение этих проблем. Вынуждает к действиям, которые её изменят. И сама поддерживающая проблему реальность начинает рассыпаться, как карточный домик.

Каждый заслуживает счастливого детства, но не у каждого оно было. С другой стороны, что-то уже не имеет никакого отношения к реальности, и поддерживающие этот негатив внешние "якоря" сами собой пройдут, как только "свершатся" "внутренние" изменения. А для какой-то другой проблемы, которая кажется устойчивой реальностью, можно обнаружить достаточное количество "намёков" в прошлом, которые в сумме своей неотвратимо "предопределяют" её счастливое разрешение.

Удачных свершений!