Фортепьяно

Моделирование вождения автомобиля и мотоцикла

Занимаюсь вождением, поэтому почему бы походу не попробовать применить моделирующий подход?

В Метапрактике обсуждали технику переключения взгляда/внимания через моргание:

Внимание водителя
http://metapractice.livejournal.com/462386.html?thread=11776306#t11776306


У меня самого, как понятно из контекста, нулевой стаж вождения. С другой стороны, сочетание двух факторов:
а) то, что вождение это сенсорно-двигательный навык, основным компонентам которого сто лет в обед;
б) то, что на дорогах после автошкол попадаются водители автомобилей, который не умеют делать, например, параллельную парковку + водители мотоциклов, которые не умеют, например, вписываться в поворот...

...говорит о том, что в данной области "умному обывателю" вполне не зазорно делать свои выводы, вместо того, чтобы безусловно впитывать указания "мудрых" инструкторов.

Так вот, уже на начальной стадии у меня появились некоторые критические (в отношении выдаваемых инструкторами указаний) мысли.

Фразу, которую начинающий ученик слышит вновь и вновь как от опытных водителей (им можно), так и от инструкторов (а им её произносить должно быть стыдно): "надо ПРОСТО ЧУВСТВОВАТЬ автомобиль" (или "мотоцикл"). В значении: чувствовать ГАБАРИТЫ автомобиля и чувствовать БАЛАНС на мотоцикле. Причём использование именно слова "чувствовать", без более общих синонимов, плюс этакие специфические движения во время произнесения этой фразы однозначно указывают на кинестетическую модальность.

Так вот, начинающему водителю чувствовать, практически, нечего и не за чем. Ну, можно (и нужно) чувствовать включение сцепления – по мелкой вибрации ("дрожи") в автомобиле и ускорению на мотоцикле. Одновременно включение сцепления определяется на слух – по уменьшению оборотов двигателя до предельного минимума, после которого он глохнет. Ещё можно (но не нужно) чувствовать столкновения.

Как показывает опрос бывалых водителей, охренительно хорошо субъект начинает "чувствовать габариты" после того, как на низкой скорости столкнётся с препятствием. Интересно, много ли автошкол дают возможность таким путём прочувствовать своим ученикам габариты автомобиля? Вопрос риторический.

После физического соприкосновения корпуса автомобиля со внешней поверхностью нервная система (или "мозг") буквально подключает корпус аки экзоскелет, включает в "ощущение собственного тела" как некий внешний панцирь. Не смотря на то, что от этого внешнего панциря не поступает информации о температуре и шершавости поверхности, зато поступает информация об ударах и вибрациях. Но онемевший участок кожи, например, также не чувствует температуры и ощущает давление и вибрацию – это не мешает нам ощущать его именно границей своего тела. Также и с экзоскелетом.

Но вот без непосредственного соприкосновения корпуса транспортного средства с препятствием, увы, никакого "чувства габаритов" возникнуть не может и не должно. То есть наличие "чувства габаритов" – это КОНЕЧНАЯ ФОРМА УЖЕ СФОРМИРОВАННОГО навыка вождения. Начинающим водителям от отсылок к ней польза небольшая.

Что надо делать, так это не чувствовать габариты, а ВИДЕТЬ их. Вопрос в том, как же их видеть, если капот длиной с полметра, а видится с места водителя как маленькая полосочка? Да даже на мотоцикле, хотя и проще, но место контакта переднего колеса с землёй тоже не просматривается.

Тут можно придумать одну хитрость, в двух вариантах. Для обоих из них надо заметить, какую максимально близкую точку дороги вы видите, сидя в обычной позе на водительском месте. Затем выйти из салона и отметить, на каком расстоянии она находится от автомобиля. Дальше:
(а) Либо за местом остановки (за своей стоп-линией) замечайте на дороге трещинку или пятнышко (всегда можно найти мелкий объект) аккурат находящейся за стоп-линией на измеренном расстоянии. Когда это пятнышко визуально совпадёт с линией капота – вы остановились на стоп-линии. Сложность в том, чтобы отмерить нужное расстояние на глаз.
(б) Либо ожидайте, пока стоп-линия уйдёт под капот и её воображаемая проекция (то есть как бы вы продолжаете её видеть/вести взглядом сквозь границы салона) будет на отмеренном расстоянии от линии капота. Сложность в том, чтобы продолжать удерживать взглядом проекцию стоп-линии и сохранять её движение синхронно с автомобилем, когда она реально уже не видна.

Как видим, оба варианта содержат подвохи – может быть в будущем удастся их устранить. Но каждый из них является более эффективным способом, чем "просто интуитивно чувствовать габариты".

Приём легко обобщается и на задние, и на боковые габариты машины – соответственно опорной линией будет являться нижняя кромка багажника или бокового стекла.

С остановкой перед стоп-линией мотоцикла всё вдесятеро проще: надо использовать пункт (б) с той поправкой, что боковые части стоп-линии всегда остаются видимыми (торчат с краю от приборной панели). Так что достаточно отметить (откалибровать) такое место на приборной панели мотоцикла, при визуальном совмещении с которым стоп-линия оказывается аккурат перед передним колесом.

То есть: надо учиться не чувствовать, а СМОТРЕТЬ!

Ну и бонусом маленький приём управления балансом мотоцикла.

Приём в общем и целом известный (в отличие от двух вышеуказанных), но на нём недостаточно заостряют внимание. Для более простого сохранения баланса ваш взгляд должен иметь опорную точку и не должен "проскальзывать" по поверхности. Вы должны свой взгляд либо удерживать на одной точке (например, на последнем конусе "змейки" или в апексе поворота), либо вести вдоль конкретной линии (например, по кромке поворота, если обзор апекса ограничен и вы ожидаете, пока он появится в поле зрения).

Ключевой момент: взгляд не должен "пробуксовывать" (скользить) по дороге (или фону), им надо буквально схватиться и держаться!

В отличие от многих других моментов, при такой технике управления взглядом действительно включается "интуиция" (двигательный "процессор" нервной системы), которая получает возможность эффективно управлять балансом на любой относительно неустойчивой поверхности (в данном случае, в седле мотоцикла).

driving
Нам рассказывали такую штуку для тренировки ощущения габаритов машины: ты сидишь в припаркованной машине, а кто-то ходит снаружи, и ладонью постукивает/надавливает по корпусу машины, так, чтобы ты почувствовал звук/вибрацию корпуса, и место откуда они возникли.
Постукивать/надавливать на корпус машины
Вот это дело!

У нас просто инструктор подошёл с шестом к бамперу и показал, мол, вот он шест, вот он бампер. И что как бы, возникает вопрос – очень слабые визуальные зацепки. Постукивания/надваливания – звучит очень даже в канве логики, которая кажется мне правильной.

А какие субъективно ощущения/эффект от такого дела? Сколько длится один сеанс "обхода" машины, сколько кругов делали, как часто нужно повторять?